Роман Круглов

  • Облако тегов

  • Архив

    «   Сентябрь 2017   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30  

Транспорт в Богородском: новый этап

На днях мне довелось принять участие в работе межведомственной комиссии по обследованию маршрута, который предполагалось открыть по заявке одного из ивановских предпринимателей.

Началось всё с того, что в адрес Общественной палаты Ивановской области на моё имя поступило коллективное обращение граждан с просьбой принять участие в комиссии по обследованию маршрута «Сухово-Дерябинский микрорайон — Богородское», который, по словам обратившихся, необходим жителям сельского поселения.
После рассмотрения обращения председателем Общественной палаты Юрием Смирновым в адрес областного департамента транспорта и дорожного хозяйства было направлено соответствующее письмо.
Когда меня включили в состав комиссии, я, признаться, немного нервничал, потому что впервые принимал участие в подобном мероприятии и переживал, что мне не хватит квалификации объективно аргументировать моё мнение на тот или иной фактор согласования.
Утром второго марта мы сели в служебный микроавтобус департамента транспорта и отправились по маршруту.


Кроме меня в состав комиссии вошли:
• представитель Департамента транспорта;
• представители ГИБДД города Иванова и ГИБДД Ивановского района;
• представитель комитета по транспорту и связи города Иванова;
• представитель администрации Ивановского района.


Уже в ходе работы комиссии к нам присоединились представитель администрации сельского поселения Богородское и депутат местного совета Андрей Сергеев.
Обследование маршрута началось с конечной остановки в Суховке.
Остановка произвела гнетущее впечатление. Разворотное кольцо (или его подобие) не оборудовано никак. Дорожное покрытие разбито, местами - сугробы и наледь. Служебный автобус дептранса с трудом смог развернуться, при этом немного побуксовав. Отсутствует даже намек на благоустройство. Нет освещения, мусор везде, не говоря уж об отсутствии элементарных удобств (интересно, где справляют нужду водители автобусов?).
Далее отправились по маршруту в сторону пр. Текстильщиков.
Меня обеспокоило то обстоятельство, что представитель департамента г-жа Белозерова, как выяснилось, не знала, где проходит предполагаемый маршрут. Она сказала водителю что мы едем по ул. Куконковых до
1-ой Полянской, далее - по Смирнова. Я был немало удивлен, так как накануне связался с одной из обратившихся ко мне жительниц и выяснил, что маршрут должен пролегать через пр. Текстильщиков, по ул. Шубиных, далее по ул. Генерала Хлебникова до ул. Лежневской, затем по ул.10-го Августа до Шереметьевского проспекта и оттуда по Сарментовой на Сортировку и в Богородское. Когда я сообщил о том, что маршрут указывается неверно, г-жа Белозерова объяснила произошедшее тем, что устала и спутала маршруты.
В пути члены комиссии обращали внимание на недостатки оборудования остановочных павильонов, неправильно (не по ГОСТу) расположенные знаки 5.16 (остановка общественного транспорта). Когда подъезжали к Богородскому, я обратил внимание на два автобуса маршрута 109, которые попались нам на встречу с поразительно коротким интервалом.
Далее следовала остановка у почты. Транспорт на площадке отстоя присутствовал в избытке. Госпожа Белозерова зафиксировала этот примечательный факт на служебный фотоаппарат.



Самая «живая» часть работы комиссии, ждала нас на конечной на ул. Парковой в Богородском. Я отметил для себя присутствие «в отстое» ещё двух автобусов марки ГАЗель с табличками 109 маршрута. Это было немного удивительно: я отслеживал ситуацию с Богородским и помню жалобы жителей на недостаточное количество транспорта.



Не успел наш автобус остановиться, как к нам стали подходить местные жители, а с ними - депутат местного совета Андрей Сергеев.
Беседа сразу приняла характер ожесточенного спора. Жители были настроены решительно и просто требовали навести порядок с общественным транспортом. Они настаивали, что нынешнее присутствие на конечной «стодевятых», готовых везти пассажиров, это исключение, а не правило.
Также жителей не устраивал и сам маршрут. По их словам, он не затрагивает постоянно необходимых для посещения «присутственных мест» и торговых центров, поэтому всегда приходится ездить с пересадкой. Неоднократно упоминалось и то, что по выходным интервал движения автобусов существенно вырастает, и жители их уже не ждут, уезжая на такси или добираясь пешком до остановки «Почта».
По ходу разговора количество недовольных жителей постоянно росло, и чиновникам становилось все тяжелее отстаивать свои позиции.



Чуть позже в беседу включился и представитель сельской администрации, и разговор перешел в более конструктивное русло.
На справедливое замечание г-жи Белозеровой о недооборудованности разворотного кольца, он ответил, что готов проработать этот вопрос с главой администрации и к лету произвести все необходимые работы по благоустройству.
Спрашивали и моё мнение. Я не увидел объективных причин для не согласования маршрута, хотя представительница дептранса и выражала опасения, что из-за него перевозчики 109 и 144 маршрутов останутся не у дел. Уверен: если новый маршрут более интересен людям, то он будет априори рентабелен и конкурентоспособен.
Финалом данного мероприятия стало подписание акта обследования, в котором должна значиться формулировка: открыть новый маршрут возможно после устранения выявленных недостатков.

Их было выявлено шесть: два замечания по разворотным кольцам на конечных остановках и четыре - по благоустройству остановочных павильонов и размещению дорожных знаков.
Это означает, что в течении 90 дней с момента подписания акта все эти недостатки должны быть устранены, после чего будет назначено новое обследование.
Акт был подписан всеми членами комиссии, за исключением меня. Я отказался, поскольку на момент подписания акт не был оформлен должным образом и содержал большое количество незаполненных граф и пустых строк.
Мы договорились о том, что акт я подпишу, как только его полностью подготовят, при этом предупредил о наличии у меня ряда возражений, которые направлю отдельно и письменно.
Дело в том, что ряд недостатков я счел формальными. Например, несоответствие ГОСТу знаков «Остановка транспорта». Ведь сейчас этими остановками пользуются, и неправильная установка знака не мешает водителям общественного транспорта правильно их идентифицировать. А претензии по благоустройству в соответствующее управление администрации города направить можно всегда, и раз этого до сих пор не сделано, значит, ключевой помехой это обстоятельство не является.
Бесспорным и явным недостатком я считаю лишь откровенно запущенное разворотное кольцо (площадку отстоя транспорта) в Суховке у дома № 25. Но опять же: ведь сейчас транспорт там разворачивается, то есть кто-то когда-то это разрешил? Чем руководствовались эти люди?
А самое главное, мне непонятно следующее: если жители так настойчиво требуют изменить маршрут, обращаются с письмами к губернатору и в Общественную палату, то почему бы не пойти им навстречу?
Ведь тогда и перевозчик будет в прибыли, и поставит то количество машин, которое прописано договором, и жители будут довольны.
С этим вопросом я обратился на отдельной встрече уже 3 марта к заместителю руководителя департамента транспорта и дорожного хозяйства области Сергею Федяеву. Мне вообще понравился этот разговор. Сергей Евгеньевич говорил без обид, по-хозяйски (в хорошем смысле) оценивая ситуацию, и в принципе проявил полное понимание проблемы.
Итог беседы: умышленных препятствий открытию маршрута областной департамент дорожного хозяйства и транспорта чинить не будет. Недостатки считаются легкоустранимыми.
Единственным препятствием Сергей Евгеньевич считает возможное недовольство городского комитета по транспорту, так как данный маршрут большей частью пролегает через областной центр. Ввиду этого обстоятельства, как я понял, открытие маршрута может вызвать недовольство городских перевозчиков, которым предстоит дополнительная конкурентная борьба.
Тем не менее, замначальника департамента выразил надежду на то, что маршрут все же возможно довести до конкурса. А уж какой перевозчик выиграет право его обслуживать, решит конкурсная комиссия.
Кстати, если маршрут всё-таки будет выставлен на конкурс, то он будет проходить уже по новым правилам, прописанным в соответствующем законодательстве. По моим сведениям, сейчас ведется активная работа по приведению региональной нормативной базы в соответствие с требованиями нового закона.

Дешевеющее такси - угроза всей системе пассажирского транспорта

Услуги легкового такси в регионе постоянно дешевеют. Это уже ни для кого не секрет. Когда всё вокруг, включая проезд в общественном транспорте, непрерывно дорожает, выглядит это более чем странно.

Машины, топливо и горюче-смазочные материалы, мягко говоря, дешевле не становятся, растут налоги, стоимость страховок вообще зашкаливает. Уже и для рядовых граждан содержание личного автомобиля становится обузой. Как же удается таксистам оказывать свои услуги по все более низким ценам? За чей счет такая манна небесная, и нет ли тут какого подвоха?
Давайте разбираться.
Такси дешевеет не в силу каких-либо позитивных сдвигов в экономике, и уж конечно не по воле самих таксистов. В регионе продолжает набирать обороты ценовая война между диспетчерскими службами.
Война за клиента.
Интересы таксиста в этой войне или не учитываются, или учитываются ровно настолько, чтобы он не сразу убежал к конкурентам.
Свежи ещё в памяти забастовки и митинги прошлой весны, а уже начало этого года вновь отметилось очередным снижением. Сначала местная компания
41-01-41 уронила цены до уровня 2010 года, а затем и залётный игрок запустил на фоне собственной сверхдешёвой тарифной политики дополнительного дискаунтера.
Теперь весь город пестрит рекламой нереально дешевых услуг такси.
Понятно, что клиент только «за», и если людям завтра предложат ездить даром, то в большинстве случаев они согласятся, не задумываясь.
Однако задуматься есть над чем.

До какого уровня могут опуститься расценки в такси?
Ответ я поискал в других регионах.
Вот эта картинка, например, из города Йошкар-Ола:

За счет чего достигаются такие цены? Все просто. Сетевые компании заказа такси – это на самом деле необыкновенно прибыльное предприятие. Затраты - лишь на содержание call-центра (как правило, одного на несколько регионов), связь и рекламу. Сотрудничают такие организации со всеми, у кого есть машина. Лучшее тому подтверждение - недавний рейд областного департамента дорожного хозяйства и транспорта совместно с правоохранительными структурами. Из шести «контрольных закупок» - все в цель. Один таксист - гражданин другой страны с просроченным водительским удостоверением, второй отказался предъявить документы по требованию инспектора, у третьего автомобиль не переоформлен после покупки…
В борьбе за рынок службы такси играют с ценами, частично компенсируя водителям разницу в стоимости по отношению к другим компаниям.

В итоге все идет к тому, что местные компании потихоньку прекратят своё существование или превратятся в компании карликовые - с парой операторов и 20-30 машинами, поскольку элементарно не выдержат ценовой конкуренции. У них нет такой «жировой прослойки», как у сетевых конкурентов. Оставшиеся игроки моментально перестанут дотировать ивановский рынок за счет прибыли из других городов присутствия. А зачем? Ведь это колоссальные затраты! Да и конкурентов к тому времени не будет.
Вот тут и придет боль разочарования. Дело в том, что при любом раскладе водителям не на что будет обслуживать свои машины, и они постепенно превратятся в хлам (это происходит прямо сейчас, но пока менее угрожающими темпами). Начнется борьба за «выживших» водителей, и службы снова начнут поднимать цены, ведь их прибыль – не что иное, как проценты от суммы выполненного водителем заказа. Поэтому в их интересах будет держать максимально высокие цены.
Но до этого этапа ещё далеко. А вот что произойдет с общественным транспортом на фоне сверхнизких тарифов на относительно комфортные услуги такси, догадаться несложно. Вся система общественного транспорта — и автобусы разной вместимости и марок, и дотируемые государством троллейбусы - начнет стремительно деградировать. Перевозчики потеряют возможность обслуживать лизинговые и кредитные обязательства, не на что станет содержать и обновлять парк. Конкуренции с беспрецедентно дешевым такси им не выдержать. Восстановить общественный транспорт в случае краха отрасли будет делом весьма сложным и невероятно затратным.

А пока сами таксисты вполне могут составить конкуренцию любому виду колесного общественного транспорта.

Это фото сделано у наших соседей – во Владимире. Как вы думаете, чем занимается водитель этого авто? Правильно: ездит по маршруту общественного транспорта. Правда, берёт чуть дороже, чем автобусы, но разница некритична.
Несмотря на кажущееся благополучие, Москва также недалеко ушла в этом отношении. На картинке ниже машина как раз из столицы нашей родины.

Если принять во внимание, что на этот автомобиль имеется соответствующее разрешение, а так же соблюдены все требования закона, то сделать с ним никто ничего не сможет, и запретить водителю так зарабатывать на жизнь нельзя. По закону нельзя. А вот разборок с «старшими коллегами» избежать вряд ли удастся…

Впрочем, роста волны криминала на фоне демпинговых войн не избежать и без разборок таксистов с маршрутчиками.
Вся беда в том, что основная масса водителей, которые работают в такси на относительно «свежих» машинах, невероятно закредитованы. Сначала они берут кредит на покупку авто, потом - потребительские кредиты на ремонт, потому что рентабельность резко снизилась. Многие водители от безысходности снова идут в банк за кредитом, чтобы погасить кредит ранее взятый.
Знаю, таких немало. Это путь в никуда. Тупик.

Многие мне справедливо возразят: мол, это же бизнес, надо уметь оценивать свои риски и т. д. Поэтому я не призываю пожалеть таксистов. Просто не исключено, что загнанные в угол люди начнут искать дополнительные возможности расплатиться по счетам. И не всегда они найдут эту возможность, не нарушая закон и не прибегая к имущественным преступлениям.
Помимо предсказуемого роста криминала несложно предугадать и серьезный рост социальной напряженности. Таксисты озлоблены, они уже все на нервах. Ко мне регулярно, по нескольку раз в день приходят люди с требованием организовать митинг или перекрыть дороги, заставить власти вмешательства в ситуацию. Всё с бОльшим трудом мне удается объяснять людям, что перекрытие дорог, например, ни к чему, кроме волны негатива от других автомобилистов, не приведёт.
Но фитиль уже тлеет.

Теперь - к любимому вопросу Чернышевского: что делать?
На данный момент ситуацию может исправить лишь силовое комплексное решение вопроса. На мой взгляд, необходима большая, рутинная и постоянная работа всех контролирующих структур по приведению рынка в законное русло. Позволить себе работать ниже уровня рентабельности могут лишь водители, не соблюдающие требования закона. Этот момент и необходимо учитывать при разработке планов спасения ситуации.

Времени на раздумья у власти осталось немного. Ситуация развивается стремительно. Один из сетивиков, по слухам, готовит контратаку по конкуренту и планирует опустить расценки до 30 рублей.